Роман (docent) wrote,
Роман
docent

Category:

Как стать машинистом Сапсана

Наверно, если бы я попал в такой учебный центр, когда мне было лет 10, я бы точно пошёл после школы учиться на машиниста, как и мечтал всё детство. Но, побывал я тут впервые лишь неделю назад. Оказывается, машинисты скоростных поездов, почти как и лётчики, учатся на динамических тренажерах-симуляторах, иммитирующих поездку в разных условиях, вероятные неисправности, и воспроизводящих все вибрации и перегрузки движущегося на большой скорости поезда!






01. Учебный центр был открыт в 2010 году в Санкт-Петербурге, в связи с началом эксплуатации скоростных поездов Сапсан. Центр осуществляет подготовку по 7 основным профессиям: машинист, помощник машиниста, бортинженер, проводник, экипировщик и слесарь по ремонту подвижного состава.




02. Учебный центр находится на территории инженерного центра, где обучаются железнодорожники, поэтому, во дворе находится большой набор различных тренажеров и стендов: разные типы пути, контактных сетей, железнодорожные краны и прочее оборудование.



03. ...




04. Железнодорожники тоже играют в игрушечную железную дорогу. В учебных целях конечно.
Центр осуществляет обучение локомотивных бригад. Два раза в год локомотивные бригады, которые обслуживают скоростные поезда проходят обучение с отрывом от производства. Бригады Северо-Западной дирекции (это те, что работают на маршруте Санкт-Петербург-Москва-Нижний Новгород) в течение 72 часов, а бригады Южной дирекции (Сочи) — 40 часов. Это связано с тем, что на Северном направлении работает три типа скоростных поездов: Сапсан, Ласточка и Аллегро, а на Южном используются пока только Ласточки. По окончании обучения сдаётся экзамен.




05. На учебном макете можно обнаружить здание Питерского учебного центра )).




06. Всегда мечтал иметь у себя дома такой макет. Копия Сапсана в масштабе 1:120 (ТТ) у меня уже, кстати, есть! Дело за малым, всего лишь за какими-то квадратными метрами под макет )).




07. По учебным планам, утверждаемым в ОАО РЖД, Центр разрабатывает свои программы обучения, причём, сотрудники Центра постоянно взаимодействуют с обучающимися на предмет того, что бы они хотели добавить в программу. Во время занятий проводится анализ и разбор различных ситуаций произошедших за полгода после последнего обучения, и проводятся дополнительные занятия на тренажёре в течение 8 часов.




08. Что же собой представляют тренажёры? Я думал, это просто стенд с мониторами и программой симуляции на манер игры Train Simulator, дополненные разными профессиональными «фишками», но в реальности оказалось, что тренажер Сапсана — это целая кабина на подвесах, примерно такая же, как бывает в центрах обучения лётчиков. Даже не так — это не просто кабина на подвесах как у лётчиков, а ещё и целый комплекс, на котором можно смоделировать для «подопытного» машиниста, находящегося в кабине, любую нештатную ситуацию, так же неожиданно, как это может произойти и в реальной жизни.




09. Центр управления тренажерами выглядит так: преподаватель или экзаменатор видит все показания приборов «поезда», вид из кабины, изображение с внешних камер состава, неисправности, а так же видно и слышно всё что происходит в кабине. Отсюда задают маршрут, включают различные неисправности, время суток, погодные условия и поддерживают связь с машинистом, находящемся в кабине тренажера.После прохождения обучения сдаётся экзамен, на котором проверяется как теоретическая часть, так и практическая на тренажёрах. Сейчас в Центре разрабатывается программа для автоматической оценки действий экзаменуемого, для исключения субъективного решения экзаменатора.




10. Класс для теоретических занятий расположен здесь же.




11. Ещё один стенд для имитации неисправностей и изучения того как это выглядит с точки зрения «железа».




12. Заглянул в начале в тренажёр поезда Ласточка. В прошлом репортаже вы могли увидеть её кабину. Симулятор, как видите, выглядит один в один, все кнопки, переключатели, показометры и ручки работают, как и на настоящем поезде. А в перёд убегает стальная магистраль, которая, кстати, воссоздана по реально существующим участкам железной дороги.




13. А это тренажёр Сапсана. Тут тоже всё почти по-настоящему, но в отличие от Ласточки, этот тренажёр динамический, и иммитирует физические нагрузки, воздействующие на машиниста и пассажиров движущегося поезда.
Конечно же, я на нём покатался. Оказалось, что управлять таким умным современным поездом достаточно просто, особенно если вы когда-либо играли в железнодорожные симуляторы: следи себе за скоростью, светофорами и за дорогой (в прочем, как и при управлении любым другим транспортным средством). Но это обманчивое ощущение улетучивается как только на одном из экранов панели управления вдруг начинает мигать какой-нибудь непонятный символ, и автоматический женский голос из динамика сообщает, что в устройстве состава что-нибудь пошло не так, и вам нужно срочно принять соответствующие меры. Вот для этого и учатся машинисты так долго, регулярно возвращаясь в Центр для повышения квалификации в дальнейшем.




Так выглядит смена погодных условий и времени суток на тренажёре Сапсана. Заметьте, как качается кабина во время «движения» )).




14. В общем, Центр произвёл на меня сильное впечатление. Жаль я уже наверно староват что бы учиться на машиниста скоростного поезда, да к тому же давно фрилансер до мозга костей, а там необходимо ходить каждый день на работу и категорически нельзя опаздывать.
Эх, пойду ка что ли в Train Simulator покатаюсь )).




Мои другие репортажи на схожие темы

Симулятор Боинга Научиться летать Научиться управлять АЭС


***

Благодарности выражаются:
Пресс-службам РЖД и ОЖД.


***

Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.

Я в других сетях
Instagram | Facebook | Twitter | 500px | Pinterest | Behance


***


  • если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог

  • при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны

  • использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь






Tags: Россия, Санкт-Петербург, железная дорога, как это делается, наука, поезда, путешествия, фото
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →