Роман (docent) wrote,
Роман
docent

Category:

Ласточкино гнездо в Москве

На этой неделе официально откроется новое депо скоростных поездов. Я заглянул в депо пораньше, чтобы посмотреть всё неспешно, без толпы журналистов, сделать чуть боле эксклюзивные кадры и рассказать о нём вам.





01. Депо Подмосковная имеет очень интересную историю. Когда-то оно было конечной станцией Московско-Виндавской железной дороги, которая играла важнейшую роль в грузовом сообщении между Россией и чуть ли не всеми странами мира. Дорога, вначале однопутная, связывала Москву с портами на Балтийском море, и большая часть трафика на ней состояла из товарных поездов: семь пар товарных против всего двух пар пассажирских.



02. Депо и станция Подмосковная начали свою работу 2 июля 1901 года. Тогда это был промышленный пригород Москвы. Большую часть времени здесь разгружали товарные поезда, а пассажирские прибывали и отправлялись только поздно вечером. Прежде чем 11 сентября того же года в черте Москвы достроили и открыли Виндавский (ныне Рижский) вокзал первым пассажирам, чтобы попасть в город, приходилось среди ночи идти пешком по болотистой местности к селу Всехсвятскому (ныне район Сокол), потому что извозчики не могли подъехать от Петербургского шоссе к станции из-за бездорожья.




03. Со временем пассажирский трафик возрос, появились пригородные поезда, которые мешали маневровым работам на станции, и в 1945 году для них рядом построили платформу Красный Балтиец и пешеходный мост, который существует и сейчас. Кстати, во время войны на станции формировался 23-й отдельный дивизион бронепоездов. В 1938 году, железная дорога в этом месте соединилась с Московским метрополитеном служебным путём, по которому в депо Сокол перегоняли новые вагоны. Этот путь существует и сейчас, однако Московский метрополитен сейчас использует для этого соединительный путь в депо Печатники.




04. Интересна инфраструктура старого депо. Прежде всего в глаза бросается сохранившаяся и отреставрированная водонапорная башня. Старому паровозу нужно примерно 27 тонн воды, что бы проехать 140-150 километров до следующей заправки. Но ближайшие водоёмы были слишком далеко от Подмосковной. Поэтому пробурили две артезианских скважины глубиной до 70 метров, а на башне поставили бак с запасом на 300 тонн воды. Для наполнения бака использовали дизельный насос. Сейчас эта башня и водозаправочная колонка в рабочем состоянии и используются по их прямому назначению. Работает и разворотный круг. До установки электромоторов его приводили в движение вручную, силами самой локомотивной бригады. Рядом с водонапорной башней был ещё жилой дом на две семьи, последние жильцы которого съехали только в 1959 году.




05. Весь исторический комплекс зданий депо сейчас является охраняемым памятником. Это последнее в Москве сохранившееся в рабочем состоянии паровозное депо, а его здания единственные уцелевшие во время войны на Московско-Виндавской железной дороге. Сейчас здесь устраивают экскурсии, а в отремонтированном паровозном цехе восстанавливают старые паровозы и вагоны. Отремонтированные паровозы регулярно возят экскурсионные поезда по разным интересным направлениям. Жаль только, что пока такие отреставрированные вагоны нельзя ставить в состав ретро-поездов из-за строгих стандартов безопасности на железных дорогах.




06. А ведь этого ничего могло и не быть. В 2008 году предыдущими городскими властями рассматривался проект предполагающий снос депо и застройку этой территории жилыми домами. К счастью этот уютный уголок технической истории России удалось сохранить. В 2012 году компания РЖД принимает решение о строительстве здесь моторвагонного депо для обслуживания электропоездов Ласточка, которые с 2016 года планируется запустить по Малому кольцу, и которые уже работают на радиальных направлениях.




07. Большинство поездов Ласточка, которые сейчас используются в России были выпущены на заводе Siemens в Германии. Но сейчас их сборку наладили в России, на заводе Уральские Локомотивы в городе Верхняя Пышма. Сейчас в парке Московской дирекции скоростного сообщения находится 19 поездов Ласточка, курсирующих по направлениям Москва-Смоленск, Москва-Нижний Новгород и Москва-Орёл-Курск. В третьем квартале 2015 года ожидается поступление 26 новых поездов этого типа, которые будут курсировать на участке Москва-Крюково-Тверь.




08. В старое паровозное депо я пока не попал, но туда может попасть любой желающий с экскурсией, на ретропоезде, который курсирует от Рижского вокзала. Про одну из таких экскурсий смотрите, например, здесь. А мы давайте лучше посмотрим новое депо, куда экскурсии пока не устраивают.
До постройки депо в Москве электропоезда Ласточка и Сапсан обслуживались в Питере, в депо Металлстрой. Но так как их становится всё больше, без новых депо не обойтись.




09. Новое депо Подмосковная позволяет проводить все виды обслуживания и инспекции элеткропоездов, в том числе замену колёсных пар, подвагонного и крышевого оборудования, обточку колёсных пар без выкатки тележек из под состава, проверка работы состава на разнородном высоком напряжении (поезда Сапсан и большинство Ласточек являются двухсистемными поездами, то есть, работающими как от постоянного, так и от переменного тока).




10. Как и в питерском депо здесь используются все самые современные технологические решения. Возвышенный путь для осмотра состава; устройства с подъемными мостками для замены колёсных пар и подвагонного оборудования без расцепки состава и использования домкратных позиций; стационарные площадки для доступа в поезд и выдвижные площадки для доступа на крышу; отводной контактный провод; мобильные домкраты; мобильные установки для заправки песком; устройства электроснабжения поезда от внешнего источника; станок для заточки колёсных пар без выкатки тележек из под состава; автоматическая мойка, позволяющая мыть состав при движении; передвижной модуль для очистки биотуалетов. Комплекс так же оборудован системой очистки дождевых стоков, с использованием очищенной воды для помывки составов и полива территории депо.




11. Депо позволит проводить плановое и неплановое обслуживание до 294 пятивагонных поездов Ласточка, то есть в несколько раз больше чем сейчас используется на Московском железнодорожном узле.




12. Ввод объектов первого этапа строительства осуществлён весной 2015, сейчас завершается второй этап работ. Проект осуществляется на средства РЖД.




13. 100% технологических конструкций депо спроектировано и произведено в России.



14. ...




15. Диспетчерская депо.




16. Помимо обслуживания поездов депо будет так же и центром подготовки персонала.




17. Примерно как в Питере, здесь будет использоваться тренажер с имитацией движения по реальным участкам и возможностью моделирования различных нештатных ситуаций.



18. ...



19. ...




20. Кроме очистки сточных вод и повторного их использования в технических целях в новом депо есть ещё одна экологически правильная вещь. РЖД заключили договор на переработку стекла. Оконные стёкла в поездах приходится менять достаточно часто.



21. ...



22. ...




23. Цех по обслуживанию тележек с разворотными платформами.




24. А это цех для заточки колёсных пар.




25. Станок для заточки колёсных пар «Тандем», позволяющий производить обточку сразу двух пар с разной базой тележек как на электропоездах, так и на различных типах локомотивов и другого подвижного состава.




26. Точно такой же станок есть и в питерском депо.



27. ...




28. В связи с вводом спаренных Сапсанов на маршруте Москва-Санкт-Петербург им проводят апгрейд сцепных устройств. Здесь как раз запечатлён такой процесс: стандартная сцепка демонтирована, а новую, для соединения двух составов, ещё не поставили. Справа на подкатной площадке стоит носовой обтекатель электропоезда.




29. На реконструированной площадке депо Подмосковная удачно сочетаются история и современность. Много ли есть таких мест где можно увидеть одновременно живой паровоз, и современный скоростной поезд на соседнем пути?




Мои другие репортажи на схожие темы

В гнезде Сапсанов и Ласточек Строгинское трамвайное депо Депо метрополитена Хельсинки


***

Благодарности выражаются
Пресс-службе РЖД.


***

Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.

Я в других сетях
Instagram | Facebook | Twitter | 500px | Pinterest | Behance


***


  • если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог

  • при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны

  • использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь






Tags: Москва, Россия, железная дорога, индастриал, как это делается, люди, поезда, фото
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments