Роман (docent) wrote,
Роман
docent

Автобус времени

Три раза в году в Москве традиционно приоткрывается временной портал и на улицах города появляется ретро-транспорт. Весной это трамваи, осенью троллейбусы, а летом автобусы. Официально парад происходит в какой-то один из выходных дней, но обычно этому предшествует пара ночных репетиций. Репетициии не особо афишируются, и поэтому появление старинных автобусов, троллейбусов и трамваев каждый раз производит на улицах настоящий фурор.






01. Все автобусы являются музейными экспонатами, при этом все они на ходу. Парад начинается от Филёвского автобусно-троллейбусного парка и заканчивается на Фрунзенской набережной.




02. На репетиции автобусного парада я оказался в первый раз. Как у фотографа у меня была редкая возможность прокатиться на одном из раритетов. В параде участвует 20 единиц техники, и выбрать на чём ехать было не просто. В прочем, больше всех мне нравятся ЗиСы 50х годов и ЛиАЗы из моего детства.




03. Поехал на ЗиС-154, 1946 года выпуска. При этом за нами ехал его потомок, ЗиС-155, давая возможность поснимать его в движении.




04. Периодически прошлое и будущее встречалось друг с другом. Водители современных автобусов с нескрываемым любопытством рассматривали диковинных пришельцев из прошлого.




05. На Кутузовском проспекте традиционная пробка, которая, кажется здесь и ночью не рассасывается. «Важные люди» с мигалками едут.




06. Пользуясь случаем некоторые водители даже из машин выходят поснимать, пока стоим.




07. Далее колонне почти везде дают зелёный свет. Пешеходы вместо возмущения, что им мешают перейти улицу улыбаются, достают мобильники и снимают




08. Вид с кормы. ЗиС-154 весьма уникальный для своего времени: на нём используется электронная трансмиссия, которую 60 лет спустя назовут гибридной и начнут ставить на дорогие инновационные автомобили. Правда, на этом автобусе она ещё не была столь совершенной, имела низкий КПД и была сложной в обслуживании. Кроме того дизельный двигатель, установленный под задними сидениями, был весьма прожорливый (65 литров на 100км), шумный и неэкологичный. Всё это привело к тому, что уже в начале 50х, на смену этим автобусам пришли менее вместительные но более простые ЗиС-155 (который как раз и едет за нами следом).




09. ЗиС-154 производился по лицензии General Motors, и внешне был практически не отличим от американского аналога. ЗиС-155 унаследовал его облик, хотя и стал короче. А ещё их кузов для ускорения производства был унифицированный с троллейбусом МТБ и трамваем МТВ.




10. Салон довольно просторный, сидения мягкие пружинные. Створки окон как и на старых трамваях поднимаются вверх. Уютно, хотя на заднем диване трясёт и немного жарко от движка (зимой наверно тут в самый раз).




11. Обогнали ехавший впереди ГЗА-651, наверно какая-то неисправность. Почти 70 лет машине, всё-таки.




12. За нами ещё кроме ЗиСа едут ЗиЛ-158 и ЛиАЗ-677.




13. Выезжаем на финишную прямую, на Фрунзенскую набережную.




14. Автобус с тентом — модификация всё того же ГЗА-651 (который в свою очередь построен на базе грузовика ГАЗ-51). Такие использовали в качестве экскурсионных в летнее время и на курортах. Самое интересное, что конструкция автобуса была видимо на столько удачной и простой, что его производили с 1949 года вплоть до 1971 на нескольких заводах, без особых внешних изменений. Внутри правда менялось много чего, в частности на смену деревянному кузову пришёл цельнометалический. Да и в автопарках на их базе много во что переделывали.




15. Днём 13 августа 2016 парад автобусов посетило около 40 000 человек. Ночная картинка мне, правда,больше нравится, как и с трамваями.




16. ЗиС-154. Выше про него вроде бы всё рассказал, но показал только изнутри. Ах, да, это единственный отреставрированный экземпляр на ходу. Ещё один автобус восстанавливали в Питере.




17. ЗИЛ-158 был самым распространённым в Москве, в 60х годах прошлого века, заменив устаревшие ЗиСы.




18. ЛАЗ-695Е, примерно 1967 года выпуска. Такие использовались для междугородних перевозок, или в качестве служебных и туристических машин.




19. Тоже один из двух сохранившихся на ходу Икарус-55. Второй находится в Питере.




20. Выпущен в 1953 году. Машина была весьма надёжной и выпускалась до 1972 года. Использовались для междугородних перевозок практически до начала 80х.




21. За такой характерный облик автобус называли, спутником, пылесосом. Тогда выпускали пылесосы с похожим дизайном, да и вообще была мода на такие «космические» формы, ещё бы: первый спутник, первый человек в Космосе, а потом и на Луне, и всё за такой короткий промежуток времени, наверно, мечтали, что и автобусы вот-вот полетят.




22. Три варианта ГЗА-651 и воссозданный ЗиС-8 (красно-желтый).




23. ...




24. Замыкает колонну один из самых популярных и узнаваемых автобусов, который казалось бы вот только вчера возил пассажиров в Москве. Икарус-280. Заметьте, эта машина ещё и «не сильно Б/У» (не бит, не крашен), всего-то 2001 год выпуска! А вот ведь, их уже нет в пассажирской эксплуатации. Выпущен не в Венгрии, как можно было бы подумать, а в Москве на Тушинском заводе (с 1996 года их собирали там). Икарус на самом деле не самый последний, были ещё более современные внешне 435-е модели, которых, правда, сейчас тоже в эксплуатации не осталось. Наверно и их скоро можно будет увидеть на парадах ретроавтобусов.




25. Икарус-180, 1969 года. Предшественник 280. Последние были сняты с эксплуатации в Москве в 1983 году.




26. ЛиАЗ-677, автобус из моего детства. Легендарный «луноход», он же «скотовоз». Удобный боковой диванчик впереди с теплом от движка, скрипящие двери, «перезвон бутылок» в звуке мотора, горочка в задней части салона и прыжки на задней площадке — романтика одним словом, молодёжь не поймёт )).




27. ЗиС-8. Оригинальных ЗиС-8 до наших дней не сохранилось, этот экземпляр воссоздан Мосгортрансом на раме грузовика ЗиС-12, которая несколько длинней, чем у оригинального ЗиС-8. Движок от грузовика ЗиС-5. Такие автобусы выпускались с 1934 по 1936 год. Ещё один экземпляр воссоздали в Питере на базе оригинальной рамы ЗиС-8.




28. Постояли и пора по домам. Обратно автобусы своим ходом уезжают не все. Самые раритетные из них берегут и увозят на тягачах.




29. Как-то вот так.




30. Я практически единственный фотограф, который дождался этого момента. Ночь, моё время, работать гораздо комфортней.




31. Не всех, видимо, можно тянуть за колёса, некоторые цепляют под мост.




32. ...



33. ...




34. Пока-пока. В октябре ждём парад троллейбусов!





Мои другие репортажи на схожие темы

На старинном трамвае по ночной Москве Путешествие на первом вагоне метро На старинном трамвае по ночной Москве 2


***

Благодарности выражаются:
Пресс-службе Мосгортранса.

***

Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.

Я в других сетях
Instagram | Facebook | Twitter | 500px | Pinterest | Behance


***


  • если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог

  • при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны

  • использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь






Tags: Москва, Россия, автомобили, олдтаймер, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments