Роман (docent) wrote,
Роман
docent

В гнезде Стрижа

Самый «неформатный» пассажирский поезд российских железок, созданный в Испании, имеющий необычную внешность и такую же уникальную ходовую часть, которая умеет сама переключаться с одной ширины колеи на другую. Пока, что, в России, его можно было встретить только на направлении Москва-Нижний Новогород (и ещё однажды, задолго до, но не будем забегать вперёд). Но очень скоро он займёт свою нишу на ещё одном направлении, где его «колейная всеядность» и ряд других интересных свойств наконец-то станут актуальными. Это Talgo, известный в России как Стриж. На прошлой неделе я побывал в железнодорожном депо, в котором как раз обслуживаются эти поезда.





Тальго на наших дорогах появился относительно недавно, у нас используется 9 версия этого поезда. Но в мире этот тип подвижного состава весьма распространён. Не задолго до нас он появился в Казахстане. В США составы этого типа используются с 1950х годов, начиная со 2 версии. Во Франции, Германии и Швейцарии с 1960х годов. В самой Испании, откуда родом поезд, и в Португалии первая версия поступила в эксплуатацию ещё в 1942.

01. Стрижей обслуживают в ремонтно-экипировочном депо Москва-Киевская. Как не сложно догадаться, оно находится рядом с одноимённой станцией (а точнее, вокзалом). Нумерация путей в депо (судя по всему) общая на всей станции, не ограничивается пассажирскими платформами. Так что, если вам объявили, что ваш поезд прибывает на 60-какой-нибудь путь, значит вы точно проспали вашу станцию )).




02. В депо Ласточек и Сапсанов (я вам рассказывал и про то и про другое) немецкие поезда обслуживает штат немецких механиков. Ну а испанские поезда Тальго обслуживают, что и логично, испанцы. Русские сотрудники конечно тоже и там и тут есть.




03. Депо такое же чистое, как и сапсанско-ласточкино, модернизировали его относительно недавно. Но самое интересное, протяжённость цеха: 500 метров, что вдвое длинней цеха депо на Подмосковной и на треть, чем Металлострой в Питере. Маленькая машина слева перед составом — специальный тягач, которым передвигают состав по деповским путям.




04. Стенд для обточки колёс. Да, термин «колёсные пары» Стрижу не очень подходит, так как нет у них общей оси, колёса установлены независимо друг от друга, на тележке, общей для двух вагонов. Технология, запатентованная Тальго ещё в 1941 году, которая позволяет проходить кривые на большей скорости, чем у поездов с традиционными колёсными парами: поезд за счёт этого меньше раскачивается в поворотах, частично гасится боковое ускорение, и, так же повышается комфорт пассажиров.




05. Так как поезда в депо находятся на ремонтной эстакаде, удобно рассмотреть их необычную ходовую часть в деталях.




06. Я к сожалению не имел возможности посмотреть процесс автоматического перехода с одной ширины колеи на другую, в общем, судя по чужим фото и роликам, снятым со стороны, это всё и не особо видно. На моём фото хорошо видны упоры, которыми поезд опирается на направляющую балку: они слева и справа от оси с надписью Talgo, а под осью виден язычок замка на пружинах, который вытягивается другой балкой, и разблокирует механизм перемещения колеса влево и вправо вдоль оси. Колесо в свою очередь смещается в нужную сторону по направляющей до нужной ширины. Всё это происходит во время движения состава через переходной пункт на небольшой скорости.




Лучше всего процесс перехода показывает запись с камеры, установленной под составом, подкреплённая компьютерной графикой. (Качество записи так себе, но всё что нужно видно. Надо переснять при возможности )) )




07. Остроконечные «рожки» перед и за колесом — это аварийные магниторельсовые тормоза, примерно такие же установлены на всех трамваях. На Тальго (Стрижах) их установили из-за требований безопасности немецких железных дорог. На наших Сапсанах и Ласточках таких тормозов, например, нет, зато у их немецких предков устанавливаются в обязательном порядке. Тормозной коэффициент с таким тормозом достигает 140-200%, а тормозной путь сокращается на 30-40%. Правда, вот каково придётся пассажирам в вагонах при таком интенсивном торможении?




08. Можно заметить, что магниторельсовый тормоз установлен на тележках через одну. На каждой второй только обычные дисковые тормоза.




09. А вот колёса Стрижа. Мне, побывавшему до этого во многих депо не очень привычно видеть колёса на этих «полуосях», вместо обычных колёсных пар.




10. Ну, пока что хватит технической части. Хотя, я знаю, мне как и вам тоже гораздо интересней посмотреть на то, что обычный пассажир не видит. Обещаю, мы к ней ещё вернёмся в этом посте. А теперь сходим в вагоны. В отличие от Нижегородского Стрижа, в котором есть только сидячие вагоны двух классов и один купейный «лакшери», здесь варианты комфорта более разнообразны. Конечно, пассажирам из Москвы в Берлин (ах, я ж так и не сказал о чём всё это) здесь до 20 часов путешествовать, против 4х часов между Москвой и Нижним.
Вот ступениечка гостеприимно откинулась, избавляя от необходимости перепрыгивать бездну между платформой и поездом.




11. Вообще, дизайн всех поездов Тальго весьма своебразный. Что-то среднее между Международной космической станцией (ну в общем, тут все слова совпадают, кроме слова «космической») и пластиковым чемоданом. Ок, очень качественным чемоданом, если хотите. Но, не очень большим. Вагончики даже снаружи выглядят как игрушечные, по сравнению с привычными русскому пассажиру кирпичами от Амендорфа и ТВЗ, и даже с птицами от Сименса. Но особый шарм, конечно, в этом тоже есть.
Кстати, вот за этими панелями со всякими ручками и кнопками скрывается вовсе не научное оборудование и модули связи с «Хьюстоном»: это подъемники для маломобильных пассажиров. Можно опустить наружу поезда, хоть до уровня земли (как я понял), закрепить коляску и, добро пожаловать на борт.




12. Для людей в колясках здесь кстати вообще всё очень хорошо продумано, не смотря на сверхкомпактность поезда. Сейчас вы это увидите.




13. Вопервых, самое первое купе в вагоне предназначено именно для таких пассажиров. По этой же причине здесь достаточно просторный тамбур и более широкий коридор. А все двери в этом купе можно открыть с кнопок. Все необходимые «интерактивные» элементы находятся на такой высоте, что бы можно было дотянуться в сидячем положении.




14. Само купе расчитано на двух пассажиров, и оно не в пример просторней чем все даже лучшие купе поезда. Внутри пассажир на коляске может свободно развернуться и проехать в санузел. Да, такие купе все снабжены санузлом, чтобы маломобильный пассажир мог чувствовать себя в нём комфортно и в принципе не возникало необходимости его покидать в дороге. Всё необходимое принесёт проводник по первому же требованию, в купе предусмотрена двухсторонняя связь.




15. Это же самое купе с разложенной нижней полкой. Вообще, мне это купе понравилось, пожалуй, больше всех остальных. Прям каюта, а не купе.




16. Санузел в купе для инвалидов так же самый большой. На коляске можно заехать, есть поручни и откидной стул для принятия душа.




17. В этом же вагоне находится ещё два купе первого класса (Люкс). Они все двухместные. В момент написания поста стоимость такого купе на вторую половину января, согласно сайту РЖД составляет 50 352 руб. за место при двухместном размещении, и 80 170 руб. за одноместное размещение. Цена на все международные поезда привязана к курсу Евро, а так же зависит от сезона и времени, оставлегося до поездки. Так что, может изменяться.



18. В таких купе есть туалет и душ.




19. Тесноватые правда, и с узкой дверцей, но много ли вы знаете поездов в России где в купе впринципе есть санузел? А принять душ, когда пилишь целый день, да ещё и не покидая купе, ну очень уж хочется (не знаю как вам, мне да, я его два раза в день принимаю). Если б не кусачая цена, хотя для кого как, говорят, билеты в такие купе разбирают быстрей всех, и необходимость путешествовать поездом, я бы только в таком и ездил.




20. Душ ни разу не принимал в поездах, хотя, когда ездил в обновлённом «Льве Толстом», там был общий душ, но как-то я так до него и не добрался. Говорят, вода там течёт как и в кранах не постоянно, нужно кнопочку периодически жать, кто пробовал?




21. Вот купе стандарта СВ. Тоже двухместное, но без санузла. Зато есть дверка в соседнее, точно такое же купе. Это, вероятно, удобно, если петуешествовать семьёй, или компанией, но при этом иметь возможность уединения. Аналогичное решение я видел в финских поездах. Правда, там это считается купе самого дешевого класса, у них просто нет 4х местных купе в ночных поездах.




22. Вот так, раз, и двухместное купе превращается в четырёхместное. Стоимость места при одноместном размещении на момент публикации, на конец января составляло 16 677 руб,




23. Во всех купе есть раковина. Европейская фишка, которая наконец-то и у нас начинает приживаться. Некоторые говорят, «да зачем», а мне в европейских поездах приходилось ездить, да и в «Льве Толстом» тоже они есть: очень удобная опция, можно не караулить пока освободится общий туалет, что бы тупо умыться и зубы почистить. Ну да, я вот и в поездах за гигиеной слежу! )) Короче, без раковины уже как-то и не рулит поездка на поезде.




24. Если все двухместные купе кажутся тесноватыми, то вот четырёхместное таковым уже почему-то не кажется. Хотя оно вроде и поменьше «амендорфовского стандарта». Под столиком скрывается, как вы наверно догадались, раковина. Это самое дешевое купе, стоимость места на момент публикации, на конец января составляла 12 019 руб.




25. Поезду скоро в рейс, а я тут со своей камерой и рюкзаком мешаюсь, понимаешь! ))




26. И теперь детальки, общие для всех купе Стрижа. Вот например, что удивит русского пассажира, который ни разу не ездил в европейских поездах. Спят здесь головой к двери в купе, как вы могли заметить. В принципе не важно куда головой спать, можно и по своему улечься, если свет не нужен. А свет мог бы быть и потеплей. Такой белый холодный свет ночника как-то не уютен и навевает мысли о каких-ниубдь больницах или офисах.




27. Столики, которые можно установить прямо в подлокотники (они лежат в специальных ячейках). Особенно удобно, учитывая небольшие подоконные столики, которые скорее всего большую часть пути будут чем-нибудь заставлены.




28. Все купе запираются на карточный ключ. Наконец-то эта опция активно распространяется! Такие замки встречаются и в обычных Тверских вагонах внутренних поездов.




29. В двухместных купе есть и сейфы.




30. Во всех купе есть кондиционер, громкоговоритель, стопкран и аварийный молоток.




31. Скоростные поезда пока ещё не догнали по скорости самолёты, но вот «сэйфти-картами» и всякими рекламными буклетами уже обзавелись.




32. Про розетки в купе уже можно и не упоминать. Надеюсь, и интернет везде наконец-то начнёт стабильно (и бесплатно) работать.




33. Старый добрый титан, из которого проводник наливал вам чай в Стриже заменён на кулеры с горячей и холодной водой. Можно и «самообслужиться» при необходимости.




34. В двухместных купе есть экраны с доступом к поездной фильмотеке. Для тех кто не взял с собой планшет или ноут. Для них же, во всех купе, есть так же и устоявшаяся в современных вагонах фишка в виде гнезда для наушников и несколькими внутренними музыкальными каналами. Иногда там встречается и весьма приятный, не попсовый контент в виде всякой релаксирующей музыки.




35. Вагон буфет. Есть ещё вагон ресторан со столиками, но там проводилось техническое обслуживание и поснимать не получилось. Вобщем, эти вагоны такие же как и в Нижегородском Стриже.




36. Добрался до сидячего вагона (весь состав, метров 200 с лишним всё же, а всего мой шагомер показал что я находил в целом по депо и поезду 2,5 км). Сидячих вагона в поезде два, и они только первого класса с компоновкой 2+1. Кресла, надо сказать, очень удобные как в первом классе самолёта. В таком и спать наверно удобно. Но 20 часов, наверно, это слишком даже в таком кресле.




37. В прочем, Федеральная пассажирская компания включила в поезд эти вагоны, в основном, в расчёте на локальных пассажиров, которым надо перемещаться только в пределах соседних станций, время в пути между которыми не превышает 4 часов. В планах особенно европейский рынок. Да и у нас добираться из Москвы в Смоленск в таком вагоне, вполне может быть актуально, и это будет быстрей, чем в обычных поездах. Стоимость места не на много меньше чем в обычном купе и составляет на момент публикации 10 439 руб., на весь маршрут от Москвы до Берлина.




38. Общий туалет в вагонах.




39. Ну и теперь вернёмся снова к технической части, которую не увидит пассажир. Если пройти весь поезд насквозь, в какой-то момент, в очередном тамбуре упрёшься в закрытую дверь с надписью «посторонним вход воспрещён». Но я здесь именно затем, что бы попадать за такие двери. Когда Стрижи только появились, некоторые удивлялись, почему их тащит локомотив, вон же у поезда как будто своя кабина и фары имеются!




40. На самом деле в хвостовых вагонах Стрижа никаких кабин управления нет, как нет и собственных двигателей. Есть там, правда, генератор, который вырабатывает ток для питания всех бортовых систем состава. Это позволяет работать кондиционерам в купе и всему остальному электрооборудованию во время стоянок и смены локомотивов. Больше никакой духоты, закрытых туалетов (им тоже нужно электричество), невозможности попить чай и отсутствию тока в разетках, что бы ни случилось.




41.А вот и так называемая «кабина» в хвосте состава. Как видите, никакого контроллера тут нет, есть только панель управления тормозной системой.




42. Но самое главное, здесь находится «мозг» состава: сервер и пульт управления всеми системами.




43. Вы когда-нибудь ездили на поезде, который вместо локомотива тянет вот такая малявка? У меня появился и такой опыт. Правда это было медленно, не долго и рывками. Состав нужно было немного переместить, чтобы заточить следующую пару колёс.




И вот вам ещё один уникальный ролик из 1996 года, в котором мы видим, что Тальго, задолго до Стрижей, зачем-то приезжал в Россию, на испытательное кольцо в Щербинке. Неужели планы запуска этого поезда были уже тогда, и почему же прошло почти 20 лет до этого момента? Тальго из ролика, хоть и какой-то более старой версии, но во многом очень узнаваем, их дизайн мало изменялся. Но главное, это реакция пассажиров на платформах, тогда российский пассажир ничего круче чем ЭР-200 наверно и не видел, а Тальго даже сейчас смотрящийся необычно, тогда и вовсе воспринимался как пришелец из будущего. Кстати, в ролике поезд делает техническую остановку на Курском вокзале, откуда в наше время Стрижи и отправляются в Нижний, а с 17 декабря отсюда же поедут и в Берлин.







Мои другие репортажи на схожие темы

Сдать в багаж автомобиль Первый рейс Стрижа Двухэтажный Аэроэкспресс


***

Благодарности выражаются
Пресс-службе Федеральной пассажирской компании.


***

Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.

Я в других сетях
Instagram | Facebook | Twitter | 500px | Pinterest | Behance


***


  • если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог

  • при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны

  • использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь




Tags: Москва, Россия, архитектура и интерьер, железная дорога, индастриал, как это делается, люди, поезда, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments